• Стресс на работе

    14 мая,

    Стресс, в том числе стресс в профессиональной деятельности изучается в различных областях и знание стрессовых механизмов приобретает все большую практическую и научную ценность. Технический прогресс неразрывно связан с ростом экстремальности профессиональных деятельностей, с существенным изменением условий и содержания труда в различных областях.

    Коренным образом изменился характер труда и возрос темп работы, повысилась профессиональная ответственность за последствия деятельности и ее результаты. Все это привело к развитию характерных психических состояний — профессиональных стрессов.

    Профессиональный стресс — это состояние напряжения, возникающее при экстремальных воздействиях факторов, связанных с выполнением трудовой деятельности. Профессиональный стресс оказывает сильное положительное или отрицательное влияние на деятельность и профессиональное здоровье.

    Разновидности профессионального стресса:

    Стресс на работе

    • информационный профессиональный стресс — возникает в случае информационных перегрузок, когда специалист не может справиться со стоящей перед ним задачей, не успевает принять важное решение в условиях жесткого дефицита времени
    • эмоциональный стресс в профессиональной деятельности — задевает глубинные ценности и установки работника, возникает при переживании чувства вины или обиды в условиях противоречий в отношениях с коллегами или в случае конфликта с начальством
    • коммуникативный профессиональный стресс — связан с реальными проблемами общения в трудовой деятельности, проявляется в неумении защищаться от коммуникативных нападок и агрессии, незнании приемов защиты от манипуляций, неспособности отказать там, где это необходимо.

    Причины возникновения стресса на работе:

    Причины стресса

    • физические условия труда: недостаточная освещенность, вентиляция, неудобство рабочего места, слишком тесное помещение, некомфортная температура и др.
    • расположение места работы: поездки на работу и с работы, отнимающие много сил и времени
    • экономические условия: отсутствие перспектив роста, недостаточная или несправедливая оплата труда, отсутствие финансовой заинтересованности и т.д.
    • технические условия: внедрение новых технологий, темп работы, не совпадающий с личным темпом работника (слишком быстрый или медленный), рутинная работа, выполнение трудно совместимых функций и обязанностей и др.
    • напряженные взаимоотношения с коллективом и начальством
    • личные качества работника: низкая стрессовая сопротивляемость, неадекватное поведение в проблемных ситуациях, неспособность быстро адаптироваться к изменениям и т.д.
    • угроза увольнения
    • конфликт работы с внутренними установками и ценностями, с личной жизнью
    • высокий уровень ответственности, неопределенность границ ответственности и т.д.

    Стрессовый сценарий

    Сценарий стресса

    У каждого работника своя форма поведения в стрессовом состоянии. У каждого свои виды стрессовых сценариев, частота и форма проявления реакций на профессиональный стресс. Одни «стрессуют» почти каждый день, но в минимальных дозах: не слишком агрессивно, не нарушая сложившихся взаимоотношений с окружающими.

    Другие погружаются в состояние стресса один раз в год, но чрезвычайно глубоко: могут неожиданно «взорваться», сорваться на сотрудниках или подчиненных, подать заявление на увольнение, порвать подготовленный отчет и т.д.

    Стрессовые сценарии различаются и по направленности агрессии: на самого себя или на окружающих. Один работник склонен обвинять самого себя и искать причины трудностей в себе, анализировать собственные ошибки. Другой склонен обвинять свое окружение в собственных проблемах и неудачах.

    Запускается сценарий стрессов автоматически. Достаточно незначительного толчка — нарушения привычных условий трудовой деятельности и стрессовый механизм включается и начинает раскручиваться, против воли самого человека и в отсутствии контроля за его протеканием. Человек начинает ярко эмоционально реагировать на любые незначительные воздействия, у него искажается восприятие ситуации и коллег, он вступает в конфликты и придает негативное значение таким моментам, на которые не обратил бы внимания в спокойном состоянии.

    Сопротивляемость и устойчивость к стрессу

    Сопротивляемость стрессу

    Некоторые люди, в силу своих индивидуальных особенностей, справляются со стрессом лучше. Другим не удается противостоять его разрушительному воздействию. Существует несколько факторов, смягчающих воздействие профессиональных стрессов на здоровье. Один из них — это социальная поддержка. Социальная поддержка, в свою очередь, подразделяется на виды помощи:

    • эмоциональная помощь — выражение заинтересованности, участия, внимательное выслушивание проблем, уважительное отношение к личности
    • оценочная помощь — помощь в осмыслении и оценке проблем, попытки прояснения сути проблемы и ее значимости
    • информационная помощь или совет о том, как справиться с проблемой. Может состоять в обсуждении вариантов решения проблемы, в рассмотрении различных стратегий действий
    • инструментальная поддержка — помощь материальная или конкретными действиями.

    Исследователи, оценивая степень социальной помощи, выявили, что у людей, которым оказывались различные виды социальной поддержки со стороны близких людей, друзей и родственников обнаруживалось меньше проблем с психическим и физическим здоровьем, меньшая выраженность эмоциональных и психологических нарушений на воздействие стрессов.

    Поддержка со стороны близких является эффективным лекарством от стрессов. В тяжелые периоды она является как бы буфером, смягчающим негативное, разрушительное влияние стрессов.

    Последствия стресса на работе

    Последствия стресса

    К первичным последствиям стрессов в профессиональной деятельности относятся различные виды психических состояний:

    • состояние утомления и переутомления
    • эмоциональный стресс
    • острое стрессовое расстройство
    • дезорганизация деятельности
    • нарушение психической адаптации и др.

    Вторичные состояния возникают при отсутствии или несвоевременности реабилитационных и восстановительных процедур, при отсутствии или недостаточной поддержке со стороны значимых людей. К вторичным последствиям профессиональных стрессов относятся:

    • состояние профессионального «выгорания»
    • значительное снижение работоспособности
    • злоупотребление алкоголем и сильнодействующими лекарствами
    • депрессии
    • повышенная агрессивность
    • посттравматические расстройства нервной системы
    • профессиональная деформация личности.

    И, наконец, к третичным последствиям стрессов в трудовой деятельности относятся следующие виды социально-психологических феноменов:

    • ухудшение атмосферы в коллективе
    • нарушение дисциплины
    • проблемы внутри семьи
    • апатия и пессимизм
    • повышенная конфликтность
    • увольнение с работы
    • психосоматические заболевания
    • суицидальное поведение.

    Профессиональное выгорание персонала

    Профессиональное выгорание

    Является одним из самых распространенных видов профессиональных деформаций личности и относится ко вторичным последствиям стрессов в профессиональной деятельности.

    Обнаружение этого феномена произошло довольно неожиданно: в 70-ых годах 20 века работники американской психологической службы поддержки заметили, что при определенных условиях они теряют необходимый профессиональный и психический тонус, становятся раздражительными и вспыльчивыми, легко вступают в конфликты и в результате не могут дальше полноценно выполнять свои профессиональные обязанности.

    Организаторы этой службы увидели причину явления в эмоциональном и психическом переутомлении работников. С точки зрения энергоинформационной теории у персонала обнаруживалась достаточно заметная потеря энергии.

    Основной функцией работника службы поддержки являлось, по сути, общение, оперативно обеспечивающее клиента необходимым количеством психической энергии, производимое по принципу скорой помощи. Любой разговор — это уже потеря энергии. Общение же, являющее профессиональной функцией, приводило к излишней потери энергетики у персонала, не подготовленному эмоционально, технически, психически и методически к этому обстоятельству.

    Организаторы службы не учли этого момента и столкнулись с проблемой массового восстановления и сохранения здоровья работников. В дальнейшем, при изучении этого вопроса выяснилось, что действительно, более всего подвержены такому проявлению стрессов, как эмоциональное выгорание, люди, работающие в сферах, предполагающих человеческое общение. Особенно когда общение проявляется в форме помощи, участия, внимания, душевного тепла.

    Поэтому жертвами профессиональных выгораний чаще всего становятся учителя, врачи, психологи и психотерапевты, сотрудники правоохранительных и социальных органов.

    Методы предупреждения и управления

    Профилактика стресса

    Профессиональный стресс и его возникновение может научиться предупреждать и контролировать любой работник, а также научиться регулировать и контролировать свое состояние в стрессовых условиях, свой стрессовый сценарий.

    Профессиональная деятельность людей, которые овладели техникой личной психической регуляции, становится более успешной и эффективной. Знание своих сильных и слабых сторон, умение вовремя сдержаться, затормозить свои внутренние порывы, позволяет не только сохранять в целости собственное психическое и физическое здоровье, но также и не испортить отношения со своим окружением.

    Правила саморегуляции:

    • полезно наблюдать за самим собой, а лучше фиксировать свои наблюдения в специальном дневнике. Вы испытываете стресс в профессиональной деятельности? Что вы чувствуете при этом? Как меняется ваши настроение и ощущения? Сколько времени длится эта стадия? Как и что происходит, когда вы теряете самообладание? Когда вы сможете точно и своевременно замечать, что теряете контроль и вступаете в стадию стресса, вы сможете самостоятельно построить ваши личные успешные программы и виды защиты от стресса
    • ищите способы и виды остановки своей стрессовой реакции: возьмите перерыв, прервите свои действия усилием воли, сделайте паузу, помолчите несколько минут, выйдите из комнаты и т.д.
    • переведите свою энергию в другое русло, чтобы снять возникшее напряжение: полейте цветы, переберите бумаги, заварите чай, посмотрите в окно и т.д.
    • подумайте над тем, что помогает вам снять напряжение в работе. Что приносит вам большее удовлетворение и радует? Старайтесь каждый день находить время для маленьких приятных занятий, это будет приносить вам удовлетворение, радость и сохранит стабильность вашего эмоционального фона
    • позаботьтесь о создании группы поддержки, о регулярных встречах с друзьями и коллегами, близкими по духу
    • начните заботиться о своем физическом здоровье: о питании, физической активности, борьбе с вредными привычками
    • позаботьтесь о своем психическом здоровье: регулярные релаксации, посещения различных тренингов — эффективного распределения времени, формирование стрессоустойчивости, позволит вам научиться противостоять разрушительным воздействиям стрессов
    • обязательно регулярно находите время для своих увлечений и хобби
    • начните более оптимистично смотреть на жизнь. Улыбнитесь, расслабьтесь и перестаньте воспринимать себя и других слишком серьезно.

    Обсуждение

    Войти через: