Как приучить ребенка делать уроки: борьба с ленью

1 февраля,

Начнём с того, что заставлять ребенка что-либо делать — ни в коем случае нельзя. Ребенок – пусть еще маленькая, но все-таки личность. А значит с ним можно договориться и попытаться объяснить то, что от него требуется мирным путем.

Потому перед тем, как заставить ребёнка делать уроки, определи причины, приводящие его к этому, и попробуй их устранить.

Почему ребенок не делает уроки

Если твой ребенок отказывается делать уроки, причин для этого может быть несколько, начиная от банальной избалованности до психологического дискомфорта, который он может испытывать во время выполнения домашних заданий. Выяснив причину, ребенка с легкостью можно настроить на нужный лад.

  1. Отсутствие опыта. В младших классах, после перехода ребенка из детского садика во «взрослую» школьную жизнь, он начинает испытывать стресс от навалившихся на него обязанностей. От непривычки ребенок быстро устает, его внимание рассеивается и ему становится скучно и неинтересно выполнять домашнее задание. Чтобы облегчить учебный процесс, сделай выполнение уроков интересным и разнообразным, и мотивируй ребенка на их выполнение.
  2. Отсутствие ответственности. Банальная лень чаще всего является причиной нежелания заниматься и делать уроки. Объясни ребенку, что выполнение уроков – это часть его семейных обязанностей, настолько же важная, как для родителей их работа. Убеди его, что не выполняя домашнее задание, он может лишиться определенных благ. В этом моменте главное – не запугать малыша наказаниями, а просто лишить чего-нибудь важного для него, чтобы он понял, что безделье – это неэффективно.
  3. Трудности с усвоением. Бывает, что ребенок отказывается выполнять какой-то один школьный предмет, начиная отвлекаться, откровенно скучать и зевать. Это значит, что с этим предметом возникли сложности по усвоению материала и ребенок нуждается в твоей подсказке и помощи. Разбери с ребенком все непонятные моменты в задании, старайся заинтересовать и привлечь его внимание, иначе сложности надолго отобьют охоту выполнять уроки.
  4. Страх перед ошибками. Это психологический дискомфорт, который ребенок может испытывать после первых неудач по выполнению уроков. Возможно кто-то в классе (учитель или товарищи) осмеивал ошибки малыша и дразнил его по этому поводу, а у ребенка сформировалась боязнь перед совершением ошибки и неуверенность в своих силах. В этом случае, поможет только внимание со стороны родителей и их понимание ситуации. Не ругай ребенка за ошибки, старайся вместе с ним прорабатывать их, обращай на малыша больше внимания.
  5. Нехватка внимания. Часто бывают и такие случаи, когда ребенок отказывается от выполнения домашнего задания, чтобы привлечь внимание родителей к своим проблемам. Помни, что ребенок – главный человечек в твоей жизни и старайся уделять ему побольше внимания и интереса к его жизни.

Если тебе трудно найти первопричину отказа от выполнения домашнего задания и достучаться до своего чада, собери семейный совет. Главным на этом совете должен быть сам ребенок, чтобы он мог почувствовать себя значимым и полноценным членом семьи. Вместе обсудив проблему, составьте план по ее решению (план должен писать сам ребенок!), вывесите его на видном месте и действуйте согласно намеченному, периодически обсуждая результаты на семейном совете.

Такие действия помогут ощутить ребенка себя взрослым и самостоятельным, научит решать проблемы и ощущать всегда твою поддержку и помощь.

Приучаем ребенка делать уроки

Разобравшись с причинами нежелания ребенка делать уроки, постарайся организовать процесс выполнения домашнего задания так, чтобы он был для ребенка интересным, необременительным и постепенно приучал к самостоятельности.

  • К выполнению домашнего задания ребенок должен приступать бодрым и отдохнувшим. Поэтому сначала дай ребенку пообедать и отдохнуть после школы. Но контролируй, чтобы отдых не затянулся до вечера, когда ребенок станет уже вялым и сонным.
  • Составь расписание и режим дня, в котором четкое время должно уделяться выполнению домашнего задания. Для его составления привлеки ребенка, чтобы он тоже чувствовал ответственность за его выполнение. Сразу же оговорите штрафные санкции за отклонение от плана: отлучение от компьютера, игр (но не от занятий в спортивных секциях!).
  • Хвали ребенка за каждое, пусть небольшое, достижение и поощряй его к выполнению новых – пусть ребенок чувствует собственную значимость.
  • Сделай в глазах ребенка «неучение» немодным. То есть, на своем примере или примере близких и знакомых людей объясни, что дает хорошее образование и почему без него не обойтись.
  • Позволь ребенку самостоятельно планировать порядок выполнения домашнего задания. Дай ему возможность начать с того, что менее всего получается, постепенно переходя к более сложным заданиям.
  • Правильно организуй свою помощь при выполнении домашнего задания – здесь важно найти «золотую середину». То есть, не стоит полностью делать уроки за ребенка и постоянно сидеть над ним – дай ребенку свободу и подключайся только к тем заданиям, в которых без твоей помощи просто не обойтись.
  • Наберись терпения. Не осуждай, не ругай , не кричи на ребенка, если у него сразу не все получается. Это может отбить у него навсегда охоту заниматься дальше и задавать вопросы, если ему что-то непонятно.
  • Обязательно делайте перерывы в работе. Чтобы ребенок не утомлялся и эффективней выполнял домашнее задание, он должен делать небольшие перерывы в 10-15 минут, чтоб отвлечься и дать мозгу отдохнуть.
  • Не превращай выполнение домашнего задания в наказание. Не заставляй ребенка переделывать работу, если он что-то сделал не так – лучше объясни непонятное, чтобы не допустить подобных ошибок в будущем. Пустое переписывание не только делает выполнение уроков скучным занятием, но и убивает у ребенка веру в себя и собственные силы.

Запомни, что главная твоя помощь при выполнении домашнего задания – не заставить ребенка вызубрить урок и правильно решить задачу, а научить ребенка «УЧИТЬСЯ» и радоваться своим пусть небольшим достижениям.

Комментировать

Комментарии проверяются